Новая система прохождения технического осмотра долго готовилась и должна была вступить в силу летом прошлого года, но карантин внес свои коррективы, и все нововведения были отложены до весны 2021 года. Обязательная платная услуга проезда водителей по расписанию технический осмотр он изменится с 1 марта и будет включать сразу несколько нововведений: и это не только новые тарифы, но и совершенно другие правила прохождения техосмотра, а также новое оформление процедуры.
Минэкономразвития также выступило с предложением регламентировать ставки технического осмотра. В ведомстве считают, что при выставлении счета за услугу операторы должны полагаться на определенный минимальный тариф, который для них будут рассчитывать чиновники. А с 2021 года сотрудники МВД будут контролировать соблюдение всех правил и оформление технического осмотра.
Выдача диагностических карт по новым правилам будет осуществляться в электронном формате, для этого МВД разработало специальную систему под названием EAISTO. По прибытии автомобиля на сервис техник должен войти в систему, используя свою электронную подпись. Кроме того, это могут делать только авторизованные техники и сервисные службы. Осмотр начнется с момента, когда в систему будет вставлена первая фотография автомобиля. Все последующие процедуры также будут проходить в режиме онлайн под постоянным контролем. Если что-то пойдет не так, система не позволит вам продолжить регистрацию.
В России введена уголовная ответственность за ложный техосмотр. Сама программа также посчитает количество автомобилей, прибывших на техосмотр в конкретный сервисный пункт, и сравнит эти данные с сервисной мощностью. Последняя сумма будет указана службой при аккредитации в Российском союзе автостраховщиков. Также установлен лимит превышения — всего 5% от заявленного количества автомобилей. Программа откажется в выдаче большего количества карт.
Такая мера должна защитить рынок технических осмотров от «серых» систем, когда водители покупают диагностические карты исключительно для заключения ОСАГО и даже не звонят в сервис. Сейчас это делают около 80% водителей. Чтобы искоренить эту систему, разработчики новых правил и документации разработали еще несколько важных нововведений.
Весной вступят в силу новые правила обязательного фотографирования автомобилей при въезде и выезде технической службы, эти фотографии будут внесены в электронную базу данных EAISTO. Помимо фотографий, в обязательном порядке будут записаны и координаты автомобиля.
На таких изображениях, согласно нормативным документам, должна быть хорошо видна передняя часть автомобиля, на которой можно узнать марку, цвет и регистрационный знак. Сначала предлагалось также сфотографировать VIN-номера автомобиля, но позже этот пункт был исключен как сложный для выполнения.
Координаты транспортного средства, которые вводятся в систему при записи, должны совпадать с координатами пункта техосмотра транспортного средства из реестра аккредитованных операторов. Таким образом, инспектор может убедиться, что автомобиль действительно прошел испытание в указанное время в указанное время. Все сделанные фотографии должны быть подписаны усовершенствованной квалифицированной электронной подписью. Все эти стандарты необходимы для предотвращения фальсификации данных мошенниками.
Существующий метод определения стоимости испытаний на пригодность к эксплуатации давно подвергается критике. Ведь сервисные центры никогда не указывают в документах реальную стоимость услуги, а действующие региональные тарифы не соответствуют долгосрочным ценам и не включают заработную плату технических специалистов.
Минэкономразвития предлагает установить более низкую тарифную планку, из которой будут строить операторы. ФАС также готовит свою методику расчета процессуальных издержек. Антимонопольные органы предлагают вывести формулу справедливой цены в зависимости от цен на услуги, но ограничить цену верхним уровнем. Сами операторы инспекции выступают против государственного регулирования тарифа: по их мнению, стоимость услуги должна регулироваться рынком.
Также были предусмотрены крупные штрафы для нарушителей порядка проверки. Водители, купившие диагностическую карту, не проходящую через систему EAISTO, будут оштрафованы камерами и сотрудниками ГИБДД на посту. Они смогут узнать, идет ли технический осмотр, по номерному знаку автомобиля. Штраф 2000 рублей, выплачиваться не чаще одного раза в день.
Ответственность также предусмотрена для операторов технического осмотра и страховых работников. За выдачу диагностической карты без проверки автомобиля штраф составляет от 5 до 300 тысяч рублей. Если виновным будет признан конкретный сотрудник, штраф будет небольшим. А если на юридическое лицо будет возложена ответственность, размер штрафа будет максимальным.
Кроме того, компании, которые выпускают диагностические карты, но не аккредитованы PCA, будут нести уголовную ответственность за незаконную деятельность. Кроме того, к уголовной ответственности привлекаются водители, которые намеренно проходят технический осмотр и не имеют аккредитационных организаций. Как заявили в МВД, дело будет возбуждено по ч. 3 ст. 327 УК РФ «Получение заведомо поддельного документа». Наказание, предусмотренное в этой статье, предусматривает ограничение или тюремное заключение на срок до одного года.
Список аккредитованных операторов появится следующей зимой и будет опубликован до 1 марта. Новые штрафы за отсутствие технического осмотра, а также за нарушение правил диагностики СТО вступят в силу даже позже, через год после запуска новой системы — с 1 марта 2022 года.
Существующая методика определения стоимости техосмотра давно критикуется. Потому что по факту сервисные центры никогда не указывают в документах реальную стоимость услуги, а региональные тарифы, которые используются сейчас не соответствуют давно выросшим ценам и не включают в себя зарплату технических специалистов.
Минэкономразвития предлагает установить нижнюю планку тарифа, от которой будут отталкиваться операторы. Свою методику расчета стоимости процедуры также готовит ФАС. Антимонопольщики предлагают вывести формулу справедливой цены в зависимости от цен на услуги, но ограничить цену верхней планкой. Сами операторы техосмотра против государственной регулировки тарифа: по их мнению, стоимость услуги должна регулироваться рынком.
Кое-какие правила техосмотра уже поменялись этой весной. С 1 апреля изменились требования к возрасту автомобиля и частоте получения диагностической карты. Также из-за коронавируса до 30 сентября текущего года при оформлении полиса ОСАГО не было необходимости предъявлять страховщику диагностическую карту. Водителям дали время дождаться открытия сервисных центров. Но с 1 октября все автомобилисты уже обязаны иметь диагностическую карту и должны предъявить ее в страховые компании до 1 ноября. Иначе весь ущерб за ДТП ляжет на их собственный кошелек.
С этого года автомобили младше четырех лет полностью освобождены от необходимости технического осмотра. Владельцы автомобилей в возрасте от четырех до десяти лет должны проходить техосмотр каждые два года. Однако автомобили старше десяти лет и такси до пяти лет должны проходить ежегодный технический осмотр. А также мотоциклы, прицепы, полуприцепы и грузовики массой до 3,5 тонн.
Ежегодно автобусам, грузовикам весом более 3,5 тонн и учебным автомобилям предписывалось выезжать для проверки на срок до пяти лет. Если возраст этих машин или машин такси превысит пять лет, то их предполагается проверять каждые полгода.